Москва, Б. Козихинский пер., 19/6 стр 1(вход в арку во двор дома 17) Тел.: +7(495) 699 9854, 699 8550 E-mail: gallery@ggallery.ru

Hа главную

Возвращение из небытия

Ольга Лилина

Газета "Красный север" 29.03.2007

     Беспрецедентной и поистине национальной окрестили столичные искусствоведы и известные коллекционеры выставку графических и живописных работ художника Алексея Александровича Успенского, которая открылась 22 марта в самой популярной московской частной картинной галерее «Галеев-галерея». Это случилось спустя 66 лет со дня трагической гибели уникального художника в блокадном Ленинграде. Причем работы в почти полном составе «приехали» в Москву из фондов Вологодской областной картинной галереи.    

    Судьба этого живописца и графика, одного из последних значительных представителей предвоенной ленинградской пейзажной школы, поистине трагична, но в то же время и удивительна. Как художник Алексей Успенский до последнего времени был известен чрезвычайно мало. Причина тому - полное отсутствие персональных выставок, публикаций о его творчестве, бесследное исчезновение самих произведений. За исключением нескольких акварелей в Русском музее, наследие мастера казалось навсегда утраченным.

     «Для многих историков искусства первой половины XX века имя Алексея Успенского долго было на слуху исключительно с его ведущей ролью в создании школы художественного стекла в 1940 году, где он работал со своим другом и художником Николаем Тырсой и великим скульптором Верой Мухиной», - рассказывает Ильдар Галеев, директор галереи. Как отмечают специалисты, для Успенского было характерно исключительное чувство материала. Он говорил на языке стекла, извлекая выразительность именно из его сущностных качеств, варьируя льющиеся каплевидные формы, которые можно было получить путем свободного выдувания, - самым простым и естественным методом работы со стеклом. Изделия Успенского, а он создал значительное число ваз и других предметов из стекла, восхищали Мухину. «Это был не талант, а талантище. Это был виртуоз в смысле выдувания форм. Он всегда ориентировался на природу стекла и в этом его заслуга», - скажет об Успенском в своем выступлении в 1952 году Вера Мухина на собрании Академии художеств. За два года существования экспериментального цеха стекла Успенский и Тырса создали обширную серию произведений в характерной, сугубо индивидуальной манере, которые сейчас можно увидеть в музее керамики «Усадьба Кусково» в Москве, в Елагином дворце Санкт-Петербурга и Государственном Русском музее. Как уверяют специалисты, эти произведения Успенского - одно из высших достижений русского художественного стекла XX века.

     Еще одна заслуга Алексея Александровича в том, что в нелегкие 30-е годы он активно преподавал в Ленинградском институте народов Севера, где был наставником новой генерации художников-северян: чукчей, ненцев, коряков, вообще не знакомых с практикой художественной жизни. Студентам давали кисти, краски, бумагу, и они живописали мир так, как они его себе представляли. Как вспоминают современники, Успенский просто захлебывался от восторга, потому что видел, как работы его подопечных непостижимым образом перекликались с первобытными наскальными рисунками. От них веяло особым глубинно-традиционным сознанием жителей Севера, донесших до «продвинутого» и «повзрослевшего» человечества утраченные приметы девственной молодости земной цивилизации. Такого в мировой художественной практике еще не было. Запад оценил работы северян по достоинству. На многих выставках в Париже, Нью-Йорке их работы получали главные призы, однако в Советской России в самом преддверии войны институт был закрыт.

     Особое место в биографии Успенского занимает работа в сатирических и детских журналах. Он является одним из ярких книжных и журнальных графиков, который стоял у истоков советской сатирической графики. С 1923 по 1929 год Алексей Александрович успел создать огромную сюиту острохарактерных рисунков в таких журналах, как «Бегемот», «Бузотер», «Смехач», «Еж» и «Чиж». После злой карикатуры на одного из лидеров ВКП(б) путь в журналы Успенскому, как и многим его друзьям, был заказан.

     Уникальный дизайнер стекла, великолепный книжный и журнальный график, а вот как станковист, чьи произведения были отмечены своим стилем, высочайшей пластической цветовой культурой и утонченным характером композиционных решений, Успенский до недавнего времени почти вовсе не был знаком художественному миру. В 1941 году Алексей Александрович готовился к персональной выставке в Русском музее. Уже были отобраны и оформлены в паспарту рисунки и акварели, но этой выставке не суждено было открыться - началась война. Его работы так и остались лежать нераспакованными в квартире художника. Во время блокады Успенский трагически погиб. Авиабомба угодила в дом живописца, когда он, спускаясь в бомбоубежище, вернулся за оставленной на рояле книгой. Заслуга в спасении картин Успенского принадлежит Николаю Тырсе и его друзьям, которые вывезли на санках из разрушенного дома чудом уцелевшие работы. В 1942 году изможденного голодом Тырсу эвакуируют из блокадного Ленинграда на большую землю, в Вологду. Но, к сожалению, ленинградец прожил около 20 дней и умер в госпитале. На предполагаемом месте захоронения художника в братской могиле сотрудники галереи установили памятную доску.

    Спустя десятилетия директору галереи Владимиру Воропанову пришло письмо от дочерей Тырсы Анны и Марии из Ленинграда: «Всегда благодарны Вам, галерее и городу Вологде за бережную память о художнике Н.А. Тырсе. У нас есть к вам предложение. С 1941 года (ноября) мы храним часть работ художника Алексея Успенского (1882-1941). Он был дружен с нашим отцом. Его работы были сложены в папки, закрыты в сундуке, как бы подготовлены к «хранению». Это красивые пейзажи Крыма - акварели и гуашь, пастели и рисунки карандашом, альбомные зарисовки, вырезанные из бумаги формы стеклянных графинов и ваз. Есть очень хороший автопортрет Алексея Александровича. Все эти материалы и работы мы хотим подарить Вашей галерее», - писали дочери Тырсы. Владимир Воропанов воспринял это предложение как дань уважения ленинградцев-блокадников к гостеприимной Вологде и привез более 800 уцелевших работ Успенского на постоянное хранение в картинную галерею. Так коллекция ленинградского живописца, которой могут позавидовать самые крупные российские музеи, оказалась в фондах провинциального музея.

    Плодотворная дружба основателя в Москве частной картинной галереи искусства первой половины XX века Ильдара Галеева и Владимира Воропанова позволила произвести 22 марта настоящий фурор среди московских искусствоведов и художественной элиты, и сбыться мечте Алексея Успенского о проведении персональной выставки. Она открылась спустя 66 лет!

     «Довоенное искусство ленинградских художников, которые мало известны Москве, интересно и динамично, - говорит Ильдар Галеев. - К сожалению, оно было уничтожено - более 80% всех официально зарегистрированных живописцев, входивших в Союз художников того времени, просто погибли на фронтах Великой Отечественной, умерли от голода во время блокады Ленинграда. Многие оказались стерты в нашей памяти, и мы ничего не знаем об их творчестве, не сохранились их работы, поскольку в блокадном Ленинграде многие художники, чтобы спастись, вынуждены были топить своими работами печки».

     По мнению Владимира Воропанова, для Вологды выставка работ Успенского имеет исключительно большое значение: «Впервые персональная выставка большого российского художника из фондов Вологодской картинно галереи представлена не только за пределами области, но и в Москве. Таким достижением может похвастаться не каждая галерея в России».

    Символично, что помощь в организации выставки оказала ОГК - 6, обеспечивающая Вологодчину теплом и светом. Напомню, что возглавляет ее наш земляк Валентин Санько, много лет стоявший во главе «Вологдаэнерго». Как отметил Владимир Воропанов, большую часть расходов компания взяла на себя. За счет ее средств удалось отреставрировать несколько лучших работ Алексея Успенского в Эрмитаже и Третьяковской галерее и «одеть» все его работы, представленные на выставке, в достойные современные рамы. «Мне приятно, что сейчас в бизнес-среде появляются люди, которые готовы серьезно поддерживать национальные художественные проекты, помогающие более объективно представить историю русского искусства, внести в нее новые и незаслуженно забытые имена, - говорит Владимир Воропанов. - Сейчас в России есть не только накопители. Зарождается прослойка обеспеченных интеллектуальных людей, которая начинает разбираться, что в первую очередь важно для общества, его духовного и нравственного развития».

     Специально к открытию выставки работ Алексея Успенского впервые издан солидный иллюстрированный каталог-альбом, включающий в себя большой научно-творческий материал: заметки его сподвижников о жизненном пути художника, также подробный список выставок, хронологию, библиографию и блок работ учеников Успенского по институту народов Севера. Выставка приурочена к юбилейной дате - 30 марта исполняется 115 лет со дня рождения Алексея Успенского.

Ольга ЛИЛИНА.



Тел.: 8-495-699-98-54
8-495-699-83-83
8-495-699-85-50